• Пункт самовывоза в Москве
    Москва, ул. Дмитрия Ульянова, 44, стр. 1
  • Адрес в Московской области
    Московская область, городской округ Домодедово, деревня Ильинское, владение 1 с2
  • Режим работы ПН – ПТ с 10:00 до 19:00
  • Адрес в Москве
    Москва, ул. Дмитрия Ульянова, 44, стр. 1
  • Адрес в Московской области
    Московская область, городской округ Домодедово, деревня Ильинское, владение 1 с2
0
Закрыть меню

Проверка работоспособности аккумулятора мультиметром

Дата публикации: 2 января 2025
Дата обновления: 23 января 2025

В статье рассказывается:

Едете себе, никому не мешаете, и вдруг автомобиль останавливается — разрядился аккумулятор. Это неприятная, но частая ситуация, которая может быть следствием разных факторов. От состояния батареи зависит не только способность машины заводиться, но и корректная работа всех ее систем. Уход за АКБ — это не просто профилактика, но и необходимость, которая может сэкономить ваше время и деньги, предотвратив внезапные поломки.

Как следить за аккумулятором? Какие меры предосторожности стоит соблюдать, чтобы не столкнуться с неожиданными проблемами? В этой статье расскажем о том, как как проверить аккумулятор на работоспособность и гарантировать ему долгую, надежную службу.

Аккумулятор — важнейший компонент автомобиля. От его состояния зависит не только запуск двигателя, но и работа системы освещения, кондиционера, бортового компьютера и других электрических устройств. Надо регулярно проверять его работоспособность, чтобы избежать неприятных ситуаций вроде поломки в пути или невозможности завести автомобиль.

Одним из простых, но рабочих способов диагностики состояния является использование мультиметра. Этот прибор поможет вам быстро, а также точно измерить напряжение аккумулятора, а также выявить неисправности в системе. Рассмотрим, как надо проверять аккумулятор мультиметром, а также поделимся полезными советами по уходу за батареей вашего автомобиля.

Почему надо проверять АКБ

Она выполняет важнейшие функции в электросистеме автомобиля. Основная задача — обеспечить питание для старта двигателя и работы всей электроники при выключенном двигателе. Когда батарея выходит из строя, это может привести к разным неожиданностям:

  1. Невозможность завести автомобиль — при слишком низком заряде АКБ стартер не получает нужное напряжение для запуска двигателя.
  2. Отказ электрических систем — при разряженной батарее могут не работать фары, сигнализация, система охлаждения и другие устройства.
  3. Проблемы с зарядкой — неисправности в зарядной системе, такие как генератор, могут привести к постоянному разряду аккумулятора.

Своевременная диагностика позволяет избежать множества проблем, таких как поломка аккумулятора в дороге или отказ стартерной системы. Благодаря мультиметру вы можете легко измерить напряжение на аккумуляторе, оценить его состояние и принять меры до того, как возникнут серьезные проблемы.

Визуальная проверка

Прежде чем приступить к измерению с помощью мультиметра, рекомендуется провести визуальную проверку. Это поможет выявить очевидные проблемы, которые могут повлиять на его работоспособность.

Проверьте корпус: На корпусе не должно быть трещин, вздутий или признаков утечек электролита. Если он повреждён или деформирован, его необходимо заменить.

Осмотрите клеммы: Проверьте, что клеммы не окислены и не имеют признаков коррозии. Если вы заметили окисление, аккуратно почистите клеммы с помощью щетки и раствора соды или специального средства для очистки контактов.

Проверьте уровень электролита (для обслуживаемых): Убедитесь, что уровень жидкости находится в пределах нормы. Если уровень слишком низкий, долейте дистиллированную воду.

Убедитесь в надёжности крепления: Аккумулятор должен быть надёжно зафиксирован в своём месте. Это важно, чтобы избежать повреждений в процессе движения и вибрации, которые могут повредить батарею.

Если в ходе визуальной проверки выявлены серьёзные повреждения или проблемы, следует немедленно заменить АКБ, чтобы избежать дальнейших неисправностей.

Как использовать мультиметр

Мультиметр — это универсальный прибор для измерения различных электрических величин, таких как напряжение, сила тока и сопротивление. Для проверки АКБ на наличие неисправностей достаточно использовать функцию измерения постоянного напряжения (DCV) и, в некоторых случаях, тока (DCA).

Проверка напряжения

Для этого нужно выполнить несколько простых шагов:

  • Убедитесь, что все электрические системы автомобиля отключены, а двигатель выключен.
  • Подключите щупы мультиметра: красный — к положительной клемме, черный — к отрицательной.
  • Включите мультиметр и установите его на измерение постоянного напряжения (DCV).

Считайте показания мультиметра.

Что означают результаты:

  • 12,7–13,2 В — аккумулятор полностью заряжен и в хорошем состоянии.
  • 12,4–12,6 В — заряд составляет 75–85%. Он ещё в хорошем состоянии, но желательно зарядить его.
  • Менее 12 В — батарея разряжена, и ее необходимо зарядить или заменить.

Проверка под нагрузкой

Чтобы проверить, насколько батарея держит заряд под нагрузкой, можно использовать лампу накаливания мощностью 40–60 Вт:

  • Подключите лампу к аккумулятору и включите её на 3–5 минут.
  • Измерьте напряжение на клеммах с помощью мультиметра.
  • Если напряжение остается на уровне 12,4 В и выше, АКБ в хорошем состоянии.
  • Если напряжение падает ниже 12 В, это указывает на проблему с аккумулятором, и его следует зарядить или заменить.

Проверка при работающем двигателе

Запустите двигатель и проверьте напряжение аккумулятора при его работе:

  • Напряжение должно быть в пределах 13,5–14,2 В.
  • Если оно выше 14,5 В, это может свидетельствовать о проблемах с регулятором напряжения.
  • Если напряжение ниже 13,5 В, это может означать, что генератор не заряжает аккумулятор должным образом.

Как выявить утечку тока

Проблемы вполне могут быть из-за утечки тока. Для ее выявления нужно измерить ток с использованием мультиметра.

  • Заглушите двигатель и отключите все электрические приборы автомобиля.
  • Снимите положительный провод с АКБ.
  • Подключите мультиметр в режиме измерения тока между аккумулятором и проводом.
  • Допустимый уровень утечки тока — не более 50–80 мА.

Если утечка тока превышает этот показатель, надо искать причину утечки. Это может быть неисправность в системе сигнализации, замкнутые проводки или другие электрические проблемы.

Дополнительные рекомендации

Кроме базовых методов измерения, есть и дополнительные способы проверки аккумулятора и поддержания его рабочего состояния:

Проверка с помощью индикатора состояния: Многие современные аккумуляторы оснащены индикатором, который показывает уровень заряда. Если индикатор стал чёрным, это сигнализирует о разряженной батарее.

Температурный режим: На морозе емкость аккумулятора сильно снижается. Особенно это важно учитывать зимой, когда батарея может не дать нужного заряда. Для предотвращения таких ситуаций можно использовать специальные подогреватели в холодные зимние месяцы.

Использование зарядных устройств: Чтобы продлить срок работы аккумулятора, можно регулярно использовать зарядное устройство для подзарядки, особенно если автомобиль используется нечасто. Надо следить за тем, чтобы зарядка была совместима с типом АКБ.

Обслуживание: Обслуживаемые модели требуют регулярного долива дистиллированной воды. Это поможет избежать деградации батареи и повысить ее срок службы.

Частые ошибки при проверке мультиметром

  • Неверная настройка: Перед измерениями важно правильно настроить прибор на измерение постоянного напряжения. Неверная настройка может привести к неточным результатам или повреждению.
  • Необработанные контакты: Плохие контакты на клеммах могут искажать результаты измерений. Обязательно чистите клеммы от окислов перед проверкой.
  • Неверное подключение щупов: Неправильное подключение щупов может привести к ошибке в измерениях. Красный щуп всегда должен быть подключен к положительной клемме, черный — к отрицательной.

Проверка аккумулятора мультиметром — это важная и полезная процедура для любого владельца машины. Регулярная диагностика состояния батареи поможет избежать неожиданных проблем с запуском двигателя, а также уменьшит вероятность поломки электрооборудования. Следуя описанным методам проверки, вы сможете определить состояние АКБ и вовремя предпринять необходимые действия для его обслуживания или замены.

Помните, что правильная эксплуатация и регулярная диагностика помогут продлить срок его службы и обеспечить надежную работу вашего автомобиля в любых условиях.

Резюмируем

  • Регулярно осматривайте аккумулятор на наличие повреждений корпуса и проверяйте состояние проводов.
  • Используйте мультиметр для измерения емкости, напряжения и уровня заряда батареи.
  • Сравнивайте результаты с нормами, указанными производителем аккумулятора или автопроизводителем.
  • При обнаружении отклонений от нормы обратитесь в сервис для диагностики и устранения проблем с электрикой или замены аккумулятора.
  • Соблюдайте осторожность при работе с электрикой, особенно при нахождении в подкапотном пространстве с работающим двигателем.
Корнеенков Вадим Викторович - Эксперт в мире аккумуляторов

Статью подготовил

Корнеенков Вадим Викторович

Эксперт в мире аккумуляторов

Понравилась статья? Поделителсь с друзьями:
Сопутствующие товары
Скидка -6%
Характеристики:
  • Ёмкость: 105Ач
  • Масса: 17500 гр
  • Напряжение: 24
  • Рабочая температура: от -20C до 50C
  • Тип: LiFePO4
  • Ток разряда: до 80А
86350 
В корзину
Характеристики:
  • Ёмкость: 230Ач
  • Кол-во циклов: более 3500
  • Масса: 36000 гр
  • Напряжение: 24
  • Рабочая температура: от -20C до 50C
  • Тип: LiFePO4
  • Ток разряда: до 200А
172000 
В корзину
Характеристики:
  • Ёмкость: 105Ач
  • Напряжение: 24
  • Рабочая температура: от -20C до 50C
  • Размеры: 370х170х190 мм
  • Ток разряда: до 100А
85100 
В корзину
Характеристики:
  • Ёмкость: 19,2Ач
  • Мощность, Вт: 720
  • Напряжение, V: 24
  • Цвет: purple
По предварительному заказу
(изготовление от 7 дней)
Характеристики:
  • Ёмкость: 260Ач
  • Кол-во циклов: более 3500
  • Масса: 29800 гр
  • Напряжение: 12
  • Рабочая температура: от -20C до 50C
  • Размеры: 355х200х315мм
  • Тип: LiFePO4
  • Ток разряда: до 200А
97100 
В корзину
Другие статьи по теме
other

23 января 2025

Внутреннее сопротивление аккумулятора

Внутреннее сопротивление аккумулятора — это важный параметр, определяющий его производительность и способность работать в разных условиях. Знание этого показателя позволяет точно оценить состояние батареи, прогнозировать её срок службы и принимать решения о возможности продолжения эксплуатации. В этой статье мы подробно разберем, зачем нужно измерять внутреннее сопротивление аккумулятора, как это сделать и какие инструменты для этого подходят.

Читать далее »
other

14 января 2025

LiFePO4: Плюсы и минусы

Сейчас на рынке аккумуляторов чаще и чаще появляется термин «LiFePO4». Этот тип набирает популярность в самых разных областях благодаря своим интересным параметрам. Литий-железо-фосфатные (LiFePO4) аккумуляторы сильно востребованы, что в принципе неудивительно — у них есть несколько преимуществ перед традиционными источниками питания. В этом материале мы подробно разберем, что такое батареи LiFePO4, какие у них особенности, преимущества и недостатки. Как правильно их заряжать и утилизировать.

Читать далее »
other

18 января 2025

Емкость аккумулятора: основы и измерения

Одним из важнейших параметров автомобильного аккумулятора является ёмкость. Чтобы понимать, насколько долго батарея будет обеспечивать ваш автомобиль энергией, нужно разобраться в том, что это такое, как измеряется и на что влияет.

Читать далее »
other

13 января 2025

Что такое BMS-плата: принцип работы

В наше время, когда литиевые аккумуляторы (АКБ) используются повсеместно, нужно понимать их принципы работы и возможные риски. Даже если вы просто пользуетесь гаджетами или техникой, желательно в общих чертах представлять, как устроены АКБ и что может пойти не так при их эксплуатации. Например, большинство проблем с батареями – возгорания в электросамокатах или автомобилях – вызваны не дефектами производства, а ошибками при выборе.

Читать далее »